Универсальные банки ищут способы компенсировать потери, которые они несут из-за экспансии специализированных игроков, активно создаваемых автоконцернами. ЮниКредит Банк, вынужденный по этой причине свернуть автокредитование в дилерской сети группы Renault-Nissan, планирует расширять сотрудничество с другим автопроизводителем — корейской Hyundai.
О том, что итальянская группа Unicredit и корейский автопроизводитель Hyundai ведут переговоры о расширении сотрудничества, в рамках которого через дочерние банки дилеры Hyundai будут получать также корпоративное финансирование, рассказали несколько источников на банковском рынке. «Сейчас через ЮниКредит Банк осуществляется лишь розничное кредитование на покупку автомобилей Hyundai, а речь идет о том, что финансироваться будут и сами автодилеры, реализующие данные автомобили в разных странах»,— рассказал один из собеседников. «Речи о создании совместного предприятия Unicredit и Hyundai не ведется»,— уточнил другой собеседник, знакомый с ходом переговоров. В группе Unicredit сослались на комментарий ЮниКредит Банка, где информацию подтвердили. «В переговорах с Hyundai представители ЮниКредит Банка действительно касались вопросов организации оптового финансирования дилеров, так как Hyundai видит в нас партнера, способного помочь организовать новый и востребованный продукт»,— уточнил председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев. В российском подразделении Hyundai «Хендэ Мотор СНГ» от комментариев отказались, в Hyundai Motor Group на запрос «Ъ» вчера не ответили.
Расширение сотрудничества с автопроизводителями актуально для банка еще и на фоне сокращения доходов от розничного автокредитования, которого ЮниКредит Банку не избежать после запуска совместного предприятия с франко-японским автоконцерном Renault-Nissan. Он запланирован на начало 2013 года. Назвать конкретные данные по текущему объему кредитования в дилерской сети Renault, Nissan и Infiniti в ЮниКредит Банке отказались. По данным Frank Research Group, портфель автокредитов ЮниКредит Банка на 1 сентября 2012 года составлял 55,1 млрд руб. Из них почти 50% составляют автокредиты Renault-Nissan (то есть более 27 млрд рублей.
Предварительные подсчеты показывают, что сотрудничество с Hyundai сможет компенсировать ЮниКредит Банку доходы, выпадающие после создания Renault-Nissan специализированного банка в России. «Мы оцениваем возможный потенциал проникновения оптового финансирования в дилерскую сеть на уровне от 30% до 60% ежегодного оборота дилеров»,— подсчитывает Михаил Алексеев. Исходя из объема продаж автомобилей производства Hyundai в 2011 году (163,4 тыс.) и средней цены автомобиля в дилерской сети (760 тысяч. руб.), оборот российских автодилеров в прошлом году составлял примерно 124,3 млрд руб., то есть максимальный объем финансирования ЮниКредит Банком может составить до 74,6 млрд руб. Впрочем, проникновение оптового финансирования в дилерскую сеть, в свою очередь, будет зависеть от финансового состояния дилера, объемов его продаж, объемов продаж розничных автокредитов через ЮниКредит Банк, уточнил господин Алексеев.
Успех реализации проекта будет зависеть от того, владеет ли банк своей технологией финансирования склада, считает президент Тойота-банка Александр Колошенко. «Универсальным банкам зачастую сложно финансировать склад, так как для этого необходима своя технология финансирования автодилера, при которой учитывается каждый автомобиль, отслеживаются продажи и возврат средств банку,— отмечает он.— Если ЮниКредит Банку это будет удаваться, то такая схема, при которой с банком о предоставлении кредита договаривается не каждый конкретный автодилер, а договоренность существует на уровне банка и автопроизводителя, будет успешной». Существенных отличий между ставками по корпоративному финансированию кэптивных и универсальных банков нет: как правило, они находятся в диапазоне 9—15% годовых, если автопроизводитель не субсидирует ставки, добавляет господин Колошенко. «Ставки по розничным автокредитам сейчас даже несколько ниже, а прогнозируемый объем финансирования достаточно большой, и такой ход позволит ЮниКредит Банку компенсировать сокращение доходов от розничного автокредитования. Но стратегически важный для универсального банка ресурс — розничных клиентов-автозаемщиков — банк все-таки потеряет»,— заключает зампред правления Абсолют Банка Евгений Ретюнский.
Источник: доступно об автокредите