После вступления Украины в ВТО отечественный автопром предпринял отчаянную попытку защитить свою продукцию повышением пошлин на импортные легковушки.
Действия лоббистов украинского автомобилестроения вполне можно понять с точки зрения элементарной человеческой логики. Ведь многие украинцы покупали легковушки украинской сборки, руководствуясь исключительно низкой ценой, поскольку новые иномарки были существенно дороже.
А с введением 10-процентной пошлины на импортные машины, в соответствии с требованиями ВТО, у « Деу ланосов», «Шевроле авео», «Шевроле лачетти» появились достойные конкуренты, например, «Рено» турецкой сборки или «Митсубиси» японской сборки, которые по цене уравнялись с отечественными машинами. Не нужно быть большим специалистом, чтобы понять, что выбор украинцев начал склоняться к более качественному импорту, цены на который упали на 10-15%. В пределах 15-18 тыс. у.е. уже летом можно было спокойно приобрести приличную иномарку. Все попытки наших автопроизводителей пролоббировать 25-процентную пошлину на импорт закончились полным фиаско.
Казалось бы, сбылась мечта простого человека – за сравнительно небольшие деньги можно было купить легковушку своей мечты, да еще и качественную. Но тут в дело вмешался мировой экономический кризис, который сначала пошатнул экономику США и Европы, а потом ураганом пронесся по Украине, парализовав сначала строительный рынок, а потом и многие другие, включая продажу автомобилей. Вряд ли эксперты и банкиры ожидали стремительное падение гривны с 5 до 8 грн. за 1 у.е.
Чтобы сохранить объемы продаж на прежнем уровне и побороться за клиента, многие автодилеры заявили о фиксированном курсе доллара при покупке автомобилей, на уровне 6 грн. за 1.у.е. и провели масштабную рекламную кампанию. Но, несмотря на усилия операторов рынка, спрос все равно планомерно снижался. В чем же дело?
Оказалось, что больше половины продаж новых автомобилей давали банковские кредиты, которые финучреждения практически перестали выдавать уже с сентября месяца. И поэтому как курс не фиксируй, о каких сумасшедших скидках не заявляй, а у людей попросту нет денег, чтобы сразу выложить 15-25 тыс. у. е. за машину своей мечты. Но игрокам авторынка нужно же за счет чего-то существовать. Ведь не стоит забывать, что на складах скопились довольно существенные товарные запасы, которые импортеры успели завезти летом, когда курс доллара равнялся 4,6 грн. за 1 у.е. А деньги вложенные в товар, который завис на складах, – это потерянные деньги.
Производители иномарок успели за это время выпустить с конвейера новые модели, которые тоже нужно как-то продавать. Сейчас в спину машинам, произведенным в 2008 году, дышат новинки. Казалось бы, логично было устроить распродажу иномарок, чтобы хотя бы выйти в ноль, как говорится, отбить вложенные деньги, но не тут-то было.
Импортеры решили провести масштабные рекламные кампании, рассказав о скидках в 20%, а сами под шумок начали переводить цены на машины в доллары, чтобы не сильно пострадать от кризиса.
И тут на поверхность всплыли интересные факты. Несмотря на разговоры о кризисе, у импортеров остался запас ценовой прочности, то есть, у них еще есть люфт, благодаря которому можно снижать цены и дальше. Ни для кого не секрет, что при продаже новой машины рентабельность составляет 30-50%, а то и больше, и чем дороже автомобиль, тем больший процент прибыли в него закладывается. Но автодилеры решили стоять насмерть.
Единственный фактор, который они не учли, – это легковые автомобили, взятые в кредит, которые население начало в массовом порядке возвращать в банки Украины. На рынке появились новые участники, готовые продать машину за 2/3, а иногда и за полцены, лишь бы погасить кредит. Уже сейчас на сайтах банков залоговые машины прошлого года продаются по «смешным» ценам.
По словам банкиров, это только начало большого пути. Пик возврата «кредитных» иномарок еще не наступил: его следует ожидать весной. И тогда банкам выгоднее будет получить наличность, чем содержать на автостоянках «кладбища» конфискованных машин. Справедливости ради, стоит отметить, что автодилеры действительно снизили цены на авто прошлого года, но у них есть возможность продавать их еще дешевле. Вопрос только в том, когда наступит время «ч», когда компании будут вынуждены поставить минимальную наценку.
Чтобы доказать, что цены на импорт до сих пор остаются завышенными, достаточно сравнить цены на «Тойоту королла» в американских и отечественных автосалонах. За океаном она стоит в районе 15 тыс. у.е., а у нас даже в базовой комплектации за нее нужно будет выложить 23-34 тыс. у.е. Даже при уплате всех налогов и пошлин с трудом верится, что «Тойоты» должны продаваться по таким ценам.
Таким образом, рынок подошел к своему экстремуму, когда именно спрос регулирует цены. Фактически, машины сегодня продают по тем ценам, которые готовы заплатить покупатели. Компании, указавшие цены в гривнях, вряд ли будут еще больше снижать цены. Возможно, пересмотрят ценовую политику в сторону снижения продавцы, указавшие цены в долларах – по крайней мере, при явном доминировании предложения над платежеспособным спросом это было бы логично. Учитывая повышение акцизов на новые автомобили, сейчас наступил самый выгодный момент для покупки машины.
Источник: доступно об автокредите