Tuesday, May 20, 2014

Рынок автокредитов не собирается сбрасывать обороты

Активность банков, представляющих автопроизводителей, а также отмена программ государственной поддержки стимулируют развитие конкуренции и дальнейшую либерализацию условий на рынке кредитов на покупку автомобиля. В послекризисный период рынок автокредитования вошёл в стадию активного развития. В 2010 и 2011 годах он демонстрировал поступательный прирост (6 и 16% соответственно), поясняет директор южного филиала ОАО «Меткомбанк» Виктория Надточий. Глава дирекции «Юг» банка «Хоум Кредит» Дмитрий Маслов уверен, что рост продолжится и в 2012 году. «Потенциал для восстановления этого сегмента ещё не исчерпан — ведь объёмы автокредитования не достигли докризисного уровня даже в конце прошлого года, — считает г-н Маслов. — Мы прогнозируем рост от 5 до 10 процентов по отношению к прошлому году, что позволит достичь объёма в 700 миллиардов рублей. Рост автокредитования мы связываем с продолжающим расти авторынком, который в будущем году может увеличиться на 30 процентов». Оценки Меткомбанка более оптимистичны: там прогнозируют прирост портфеля автокредитов в 2012 году на 13—14%, до уровня 802 млрд рублей.

Потенциал этого роста, по мнению большинства банкиров, заложен в либерализации условий кредитования. Хотя, казалось бы, внешний фон не способствует росту. Во-первых, в 2012 году отменена госпрограмма субсидирования ставок по автокредитам, в рамках которой только в 2011 году была выдана треть всех займов в стране. Во-вторых, как отмечает главный экономист УК «ФИНАМ Менеджмент» Александр Осин, во 2 полугодии темп роста рынка, возможно, несколько замедлится, потому что ставки по автокредитам могут на несколько десятых процента вырасти по сравнению с нынешним уровнем, реагируя на общее ужесточение банками своей кредитной политики в потребительском сегменте. Кроме того, нужно учитывать ускорение инфляции, действия регуляторов и квазигосударственных банков. Заместитель начальника управления розничного кредитования банка «Центр-инвест» Юлия Иванова соглашается, что в 2012 году наблюдается небольшое повышение ставок и ужесточение требований к заёмщикам, однако считает, что рынок продолжит наращивать обороты. И для дальнейшего роста сектора автокредитования есть довольно сильные стимулы.

Конкуренцию подогрела отмена госпрограмм

Первым таким стимулом, как ни странно, стала та самая отмена госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам. Казалось бы, отсутствие этого сильнейшего драйвера должно было привести к спаду — этого опасались многие игроки рынка. Ведь программа предоставляла бюджетные средства широкому пулу банков по всей стране, а её популярность постоянно росла: по данным Минпромторга, в 2009 году выдача льготных автокредитов составила 71,6 тысячи, в 2010 году — 165,7 тысячи и 263 тысячи — в прошлом году. «Прекращение действия программы государственного субсидирования, безусловно, отразится на общем спросе на рынке автокредитования», — прогнозировал в начале года директор филиала «Ростовский» ОТП Банка Алексей Бобкин.

Ожидая спада, банки начали разрабатывать совместно с дилерами высококонкурентные линейки, которые придали определённое ускорение рынку. Кредитор получает возможность снижать ставку в рамках партнёрства за счёт того, что дилер изначально предоставляет скидку. А самим продавцам машин такое сотрудничество тоже очень выгодно, поскольку даёт возможность регулировать продажи определённых марок и моделей — сегодня уже сложно найти активный розничный банк, у которого в партнёрах не значится какой-либо автодилер. При этом перечень партнёрских марок может быть очень широк — от Lada и ГАЗ до Lexus. Правда, наиболее активно в рамках программ продаются не самые ходовые позиции. «Обычно мы развиваем это направление только чтобы стимулировать сбыт конкретных моделей. Как правило, это модели, имеющие некую нишу и, как следствие, не самые популярные», — делится опытом пресс-секретарь одного из крупнейших южных автодилеров «Ключавто» Ольга Кривонос.

В феврале управляющий краснодарским филиалом банка «Возрождение» Ирина Чудинова говорила, что в рамках конкурентной борьбы, возможно, некоторые банки будут оформлять кредит без первоначального взноса — и сегодня это уже тренд. Такие кредиты предлагают ВТБ 24, Балтинвестбанк, Алтайэнергобанк, Росбанк, Газпромбанк и другие.

Дмитрий Маслов также отмечает, что в борьбе за клиента банки стараются предлагать новые интересные продукты. Например, buy-back, то есть кредит с обратным выкупом автомобиля. Суть предложения в том, что выплата большей части тела кредита (около 50%) откладывается на заключительный платёж; при этом дилер обязуется выкупить у клиента автомобиль обратно по зафиксированной в момент подписания договора цене, так что у клиента появляется возможность полностью погасить кредит.

Начали банки предлагать в связке с автокредитом и так называемые карты помощи на дорогах. Покупая такую карту, заёмщик страхует себя, а заодно и предмет залога, от непредвиденных ситуаций в будущем — например, если внезапно понадобится эвакуация или другая техническая помощь.

«Наиболее востребованы нашими клиентами программы с минимальным пакетом документов, — делится опытом руководитель ростовского филиала Связь-Банка Святослав Кошурников. — В связи с этим банк дополнил существующую линейку кредитных продуктов для розничных клиентов программами автокредитования. Эти программы позволяют претендовать на кредит, имея с собой только паспорт и водительское удостоверение. При предоставлении дополнительных документов, подтверждающих доход и занятость, ставка снижается».

«Райффайзенбанк предлагает воспользоваться программой «Автоэкспресс» для новых и подержанных автомобилей иностранных марок, кредитное решение по которой принимается в течение двух часов с момента подачи заявки на кредит», — рассказывает директор регионального центра «Южный» ЗАО «Райффайзенбанк» Дмитрий Шахметов. На покупку нового автомобиля ставка начинается от 14,5%, на покупку подержанного автомобиля — от 15,5%.

Юлия Иванова говорит, что «Центр-инвест» планирует нарастить автокредитный портфель на 20% к концу года — рост будет обеспечен за счёт использования стандартизированных процедур обслуживания клиентов при сохранении персонифицированных условий предоставления кредитов. Сегодня банк предоставляет кредиты на приобретение новых и подержанных автомобилей, приобретение коммерческого автотранспорта; ставки составляют от 10% годовых.

«Говорить о снижении спроса не приходится. Автокредиты берут достаточно охотно, в настоящее время более 40 процентов автомобилей продаётся в кредит, — комментирует Дмитрий Шахметов. — Население всё больше доверяет банкам, которые, в свою очередь, предлагают выгодные условия и снижают требования к клиентам. Безусловно, одним из главных инструментов, определяющим привлекательность кредита, является процентная ставка. Но динамику ставок прогнозировать достаточно трудно, она будет зависеть от внешней и внутренней экономической ситуации».

В целом банкиры считают, что 2012 год окажется очень спокойным в части роста ставок по автокредитам. «Существенных корректировок не будет, разве что стоимость заимствования ресурсов несколько возрастёт, — комментирует управляющий филиалом Абсолют Банка в Краснодаре Владимир Степанский. — Однако розничные услуги менее волатильны, и стоимость ресурсов оказывает на них более пролонгированное влияние. То есть в течение полугода вряд ли стоит ждать серьёзного роста». Так что, скорее всего, среднерыночная ставка останется в пределах 13,5 процента в течение всего года.

Кэптивные банки разгоняют рынок

Ещё один важный фактор, толкающий рынок автокредитования вперёд, — это усиление роли кэптивных банков автопроизводителей и, как следствие, коррекция условий кредитования в универсальных банках. Дело в том, что даже популярные сегодня совместные программы автодилеров и банков решают скорее локальные задачи. «В силу невысокого спроса на сам автомобиль, который предлагают купить в рамках программы, предложение по автокредиту не так уж сильно влияет на долю продаж в сфере автокредитования. По части совместных программ игроки на рынке автокредитования сильно уступают предложениям кэптивных банков, — рассуждает Ольга Кривонос. — Ведь задача последних — не увеличение финансовых результатов банка, а повышение продаж конкретного производителя. Если взять цифры по западной Европе, то сейчас около 50 процентов рынка автокредитов на новые машины контролируется кэптивными банками. В России данная цифра составляет приблизительно 25—30 процентов, не более. Мы ожидаем, что у нас ситуация будет развиваться в аналогичном направлении».

Кэптивные банки усилились на рынке при поддержке материнских компаний — они просто кредитуют дешевле за счёт спецпредложений, тогда как возможности по дешёвому, избыточному фондированию универсальных банков сократились, добавляет Александр Осин. У «карманных» банков автопроизводителей, напротив, есть доступ к дешёвым деньгам — и они могут предлагать ставку на уровне 6—8 процентов. «В связи с этим универсальные розничные банки не в силах эффективно конкурировать с ними, только снижая ставки по займам», — говорит г-н Осин. Такую тенденцию отмечают многие игроки. «Остальные банки ищут, каким образом диверсифицировать свои продукты в области автокредитования и, улучшив операционную модель, захватить большую часть рынка», — комментирует ситуацию Ольга Кривонос.

По мнению Владимира Степанского, выход на рынок новых игроков — кэптивных банков — безусловно, стал заметным событием для банковской отрасли, однако говорить о том, что они внесут серьёзную корректировку в расстановку сил, он бы не стал. «Во-первых, кэптивные банки предлагают не самые популярные для России марки автомобилей — всё-таки у нас «тойота», БМВ или «мерседес» не являются народными машинами, — отмечает г-н Степанский. — Между тем активность «карманных» банков именно этих концернов наиболее заметна — появившись в стране в кризисные годы, они достаточно быстро вытеснили универсальные банки из своих ниш: к примеру, порядка 90 процентов автомобилей фирмы «Мерседес-Бенц», приобретаемых в кредит, реализуется через дочерний банк. Правда, стоит учитывать и недавний выход на российский рынок ещё двух крупных «кэптивок» — «Рено-Ниссан» и «Фольксваген-банка»; это уже более ходовые марки и, вероятно, отечественным «универсалам» придётся уступить их западным конкурентам».

И всё-таки, продолжает Владимир Степанский, стоит понимать, что автокредит — это долгосрочный продукт (в среднем от двух до пяти лет), и в его случае важно обращать внимание не только на выгодную ставку по кредиту, но и на то, как клиент будет выплачивать этот кредит. К тому же, зачастую люди берут автокредит в том банке, клиентами которого они уже являются, — они довольны качеством обслуживания и сервисом и не хотят обращаться в другой банк.

Таким образом, комплексные предложения универсальных банков смогут уравновесить ситуацию. Делая акцент на развитии трендовых направлений, таких как экспресс-кредитование, предоставление кредита без первоначального взноса, кредитование подержанных автомобилей и т. д., можно столь же успешно существовать и в нишах, облюбованных также дочерними банками автопроизводителей.

Источник: Автокредит