В России Сбербанк договорился с ГИБДД об обмене информацией по продажам автомобилей, находящихся в залоге банка.
Это позволит ему минимизировать распространенные мошеннические схемы по продаже автомобилей, приобретенных в кредит. На таких схемах банки теряют до 15% выданных кредитов, говорят банкиры и недоумевают, почему соглашение с ГИБДД удалось заключить лишь Сбербанку.
О том, что Сбербанк договорился с ГИБДД о передаче паспортов (ПТС) автомобилей, находящихся в залоге по выданным им кредитам. Сейчас проект реализуется в пилотном режиме в Нижегородской области. Местная ГИБДД будет вести электронную базу данных паспортов заемщиков Сбербанка и информировать банк, когда владелец машины обратится за регистрацией автомобиля или оформления дубликата документов. «Закон о постановке и снятие с учета транспортных средств не регламентирует действия ГИБДД в отношении автомобилей, находящихся в залоге по кредитам,— пояснили в волго-вятском Сбербанке.— У нас было несколько случаев недобросовестной продажи автомобилей, купленных в кредит, соглашение позволит их предотвращать». В случае успешной реализации пилотного проекта такая практика может быть распространена и на остальные подразделения банка, сообщили в Сбербанке.
Продажа заложенного по кредиту автомобиля без ведома банка — самый распространенный вид мошенничества по автокредиту. После одобрения автокредита заемщик получает в автосалоне ПТС, затем он должен поставить автомобиль на учет и, как правило, передать ПТС банку. Самая распространенная схема, по словам банкиров, когда недобросовестный заемщик тут же продает эту машину третьему лицу. Обычно банки изымают у заемщика ПТС, чтобы снизить риск несанкционированной продажи залогового имущества. «Какие-либо сделки с таким автомобилем без ведома банка запрещены, без ПТС заемщик не может легально совершить сделку»,— поясняет зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов.
«Но даже если ПТС хранится в банке, машину можно продать, получив в ГИБДД дубликат ПТС, который можно изготовить по запросу владельца машины»,— рассказывает начальник управления потребительского и автокредитования ОТП-банка Денис Сергеев. Поэтому ряд банков, в частности Сбербанк, оставляют ПТС на руках у заемщика. «Если кредит был взят недобросовестным заемщиком, он все равно совершит мошенничество, не важно, есть ли у него на руках ПТС или нет,— поясняет представитель одного из крупных банков.— В то же время хранение ПТС — это лишние сложности и затраты для банка». «В случае с автомобилями нет единой базы по наложенному на них обременению, как в случае с недвижимостью,— отмечает партнер юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов.— Поэтому банки вынуждены придумывать разные способы, чтобы защититься от мошенничества».
По словам банкиров, сейчас на мошенничествах они теряют 3—5% от выданных автокредитов. До кризиса, когда банки активнее выдавали кредиты, а спрос на авторынке был значительно выше, мошенническим образом продавалось до 15% купленных в кредит автомобилей.
До сих пор подобных официальных соглашений с ГИБДД у банков не было, все ограничивалось «неформальными договоренностями», рассказывает вице-президент Собинбанка Павел Ильин. Придуманный Сбербанком способ защиты от мошенничества банкиры считают действенным. «Регистрация автомобиля требует некоторого времени, и если банк оперативно получит информацию о попытке снять такой автомобиль с учета, представители службы безопасности могут сразу выехать на место»,— продолжает господин Ильин.
Правда, участников рынка удивляет, почему соглашение было заключено только со Сбербанком. «До сих пор ГИБДД отказывалась заключать с банками подобные соглашения»,— сетует Валерий Торхов.
Вопросом взаимоотношений Сбербанка и ГИБДД может заинтересоваться ФАС. «Пока мы не видели соглашения, говорить о чем-то конкретном рано,— заявил заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров.— Однако вполне возможно, что мы будем проводить проверку их взаимодействия».
Источник: расчет на автокредит