Те из нас, кто уже вкусил прелесть «жизни взаймы», в последние полгода в полной мере ощутили на себе и всю нервозность кредитного рынка.
Из трех «китов» розничного кредитования - два ныне плавают в неспокойных морях.
Рынок потребкредитов, и без того взбудораженный требованием Центробанка России раскрывать размер эффективной процентной ставки (ЭПС), по-прежнему живет с оглядкой на продолжающийся рост невозвратов.
Ипотеку вообще чуть было не начали хоронить в связи с мировым кризисом ликвидности.
Третий "кит" – автокредиты – на этом фоне выглядит образцом спокойствия. Но спокойствие это – кажущееся!
Пессимисты полагают, что рост этого рынка замедлится – такой прогноз, например, прозвучал в газете "Коммерсант". Оптимисты считают, что в условиях кризиса ликвидности автокредитование станет фаворитом банковской розницы. Этот вид ссуд максимально защищен от потрясений: с одной стороны, он не требует от банков столь внушительных резервов, как ипотека, с другой – есть залог в виде авто, который защищает банки от возможной эпидемии невозвратов.
Оптимисты ссылаются на статистику: в 2007 году российский рынок автокредитов достиг 15 – 16 млрд. долларов, а количество машин, купленных россиянами взаймы, достигло 45% в общем объеме автопродаж. Откуда недалеко до 60-70% – уровня "кредитно продвинутого" Евросоюза.
Прошлый год можно с уверенностью назвать годом автокредитования. В 2008 году происходит снижение ставок в сегменте недорогих автомобилей (ценой 300-400 тысяч рублей) и смещение потребительского спроса на более дорогие машины, покупку которых банки уже кредитуют по сниженным ставкам. Оптимисты полагают, что великолепные перспективы автокредитования предопределены самой ситуацией с автомобилями в России: рынок автокредитования напрямую зависит от автомобильного рынка, а последний весьма далек от насыщения.
К примеру, в США на 100 человек приходится около 75 автомобилей, в Европе – 40. В Москве на 100 человек приходится около 30 автомобилей, в других регионах – в среднем 15. Но число людей, желающих и способных купить автомобиль, в России постоянно растет. И кредит остается актуальным инструментом.
Со стороны банкиров автокредитование сегодня тоже выглядит весьма привлекательным. Одна из причин – сравнительно низкие риски по этому виду кредитования. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать соотношение доли выданных займов на приобретение авто к общему объему выданных банками кредитов: еще год назад этот показатель не превышал 10-20%, сегодня он поднялся выше 30%. А в портфеле Росбанка, лидера этого рынка, автокредиты занимают почти половину.
В том, что автокредитование не "свернется", сомневаться не приходится. И основной вопрос для потребителя заключается в том: изменятся ли его условия?
К сожалению, кризис ликвидности затронул и этот сектор кредитного рынка. На соискателях ипотечных ссуд он отразился самым недвусмысленным образом: требования к заемщикам стали жестче, отказы – чаще, а пресловутая справка 2-НДФЛ, подтверждающая "белизну" доходов заемщика, – актуальнее. И все-таки в автокредитовании пока все намного либеральнее – автокредитование в сравнении с ипотекой требует меньше денег и на более короткий срок. Крупные банки вполне справляются с потоком ссуд на автомобили даже с учетом дефицита дешевых денег на мировом рынке заимствований.
От кризиса ликвидности в первую очередь пострадали мелкие и средние банки, потерявшие источник дешевого финансирования из-за рубежа и не имеющие доступа к системе рефинансирования Центробанком внутри страны. А крупные структуры сохраняют широкие возможности для развития различных направлений бизнеса, включая и автокредитование. Практические действия кредиторов это подтверждают. В последние годы сроки выдачи автокредитов с трех лет увеличились до семи, а в некоторых банках – до десяти лет. Кредитование покупки подержанных авто стало повсеместным. Многие банки продолжают улучшать условия кредитования, прежде всего, снижая свои требования к заемщикам.
Даже один из самых консервативных игроков (Сбербанк РФ) – в конце марта дал своим клиентам возможность получить ссуду на машину, предъявив всего лишь справку о доходах в произвольной форме. Раньше для этого требовалась справка по форме 2-НДФЛ. А лидер автокредитного рынка (Росбанк) – при выдаче ссуды готов учитывать совокупный доход семей своих заемщиков.
Начались подвижки и в самом "узком" месте автокредитования – непомерно высоких ставках по страхованию КАСКО, которые отпугивают многих клиентов. Банки начали экспериментировать и с отказом от обязательного страхования покупаемых в долг автомобилей. Недавно, например, по этому пути пошел банк "Хоум Кредит", запустивший новый продукт – автокредит без обязательной страховки КАСКО. Одновременно в "Хоуме" отменили комиссии за выдачу автокредитов. Ранее обязательное КАСКО отменил и Росбанк. Оба банка снизили и время принятие решения о выдаче автокредита: теперь это делается за один час.
У потенциальных заемщиков расширяются и возможности выбора кредитора. Новая тенденция российского автокредитования – приход на наш рынок так называемых "автомобильных" банков (финансовых "дочек" крупнейших автомобильных концернов, которые кредитуют дилеров и покупателей автомобилей своей "материнской" марки). Первым стал Тойота Банк, затем в России появился Даймлер Крайслер Банк Рус. Нынешней весной вышел на рынок и третий игрок – БМВ Банк. Концерн General Motors развивает свою финансовую структуру в России в партнерстве с Альфа-Банком. О возможности открыть свое кредитное подразделение заявляют и в автоконцерне Renault-Nissan.
Конкурентные преимущества так называемых "автобанков" очевидны: они располагают высокими кредитными рейтингами, могут заимствовать средства для поддержки своих "дочек" на международных рынках капитала под низкий процент. Конкуренцию им в этом отношении смогут составить либо крупные российские банки, либо дочерние структуры иностранных кредитных организаций. Еще одно потенциальное конкурентное преимущество: "автобанки" нацелены не столько на получение сиюминутной прибыли, сколько на расширение объемов продаж своего автоконцерна в России, поэтому будут предлагать клиентам максимально выгодные условия и всевозможные бонусы.
Означает ли это, что "автобанки" предложат россиянам намного более выгодные ставки по своим ссудам? Вряд ли, констатируют эксперты. С учетом полугодовой работы Тойота Банка, можно сказать, что серьезного передела автокредитного рынка пока не наблюдается. Введение более выгодных условий кредитования по автомобилям определенной марки может вызвать увеличение спроса, а сроки поставки иномарок в Россию по многим маркам и так доходят до одного года. Иными словами, ценовая конкуренция и тем более демпинг в стране России пока невозможны.
О существенном влиянии банков автопроизводителей на кредитный рынок пока говорить рано. Несомненным их преимуществом, бесспорно, является гарантированное присутствие в салонах всех официальных дилеров своей марки. Но основная доля продаж автосалонами продолжает осуществляться в рамках стандартных продуктов других банков, обеспечивающих возможность приобретения более значительного спектра автомобилей. Поэтому о серьезной роли "автобанков" на кредитном рынке можно будет говорить только в одном случае – если внушительно вырастет объем продаж автомобилей соответствующих марок.
В последнее время потребители автокредитов стали активно работать с брокерами. Причем время скептического отношения банкиров к брокерам явно миновало! Сотрудничество с брокерами позволяет автодилеру работать с более широким кругом банков и при этом "не отвлекаться" на консультирование клиентов и оформление кредитных документов. Автодилер фокусируется на продаже автомобилей, а брокер – на привлечении клиентов. Так как брокеры могут охватывать сразу несколько автодилеров, работа с ними выглядит весьма перспективной.
Что ожидает рынок автокредитов в ближайшем будущем? Эксперты Альфа-Банка недавно обнародовали свой прогноз. По их мнению, российский рынок автокредитов в ближайшие три года вырастет почти вчетверо – с 16 млрд. долларов в 2007 году до 56 млрд. долларов в 2010 году. Схожий прогноз дают и эксперты Независимой Ассоциации Покупателей России (НАП РФ): 30-процентный рост ежегодно; относительное насыщение рынка наступит лишь года через три. В нынешнем году более половины автомобилей в России будет продано в кредит.
Рынок подержанных автомобилей и, соответственно, кредитование в этом сегменте в ближайшие два года будет расти менее высокими темпами, но примерно к 2010 году оно получит новый импульс: наибольшее количество автомобилей продается на четвертый год владения, именно в это время можно ожидать появления на рынке значительного числа подержанных автомобилей, приобретенных в 2005-2007 годах – в пик автокредитования. И банки будут готовы предложить покупателям этих машин новые кредитные программы!
Источник: калькулятор на авто в кредит