Вопреки прогнозам пессимистов, что пир на автомобильном рынке не будет вечным, продажи машин снова побили очередной рекорд, увеличившись с начала года на 90%. Поскольку в сложившейся ситуации у дилеров нет острой необходимости искать путь к кошельку покупателя, рассчитывать на качественный виток в развитии отрасли продаж машин не приходится.
Зеленый свет для продажи машин
Авторынок не устает преподносить сюрпризы. Если еще пару месяцев назад итоги 2007 г., когда продажи машин выросли на 46,2% — до 542 тыс. шт., казались рекордом, который вряд ли повторится, то на фоне результатов первых двух месяцев нынешнего сезона эти цифры по продаже машин уже выглядят весьма скромно. Как сообщают в «Укравто», в январе-феврале 2008 г. в Украине реализовано более 97 тыс. единиц техники, что на 93,7% превышает аналогичные показатели прошлого года. Новый рекорд по продаже машин, по словам руководителя отдела по связям с общественностью корпорации Марины Грушевской, подпитывают прежние причины: рост благосостояния украинцев, их высокие инфляционные ожидания, улучшение кредитных программ и стагнация рынка недвижимости. Глава ВААИД Олег Назаренко добавляет к этому списку и муссировавшиеся слухи о возможном увеличении отчислений с продаж машин в Пенсионный фонд с нынешних 3 до 9%. И хотя эта информация так и не получила подтверждения, ажиотаж свое дело сделал — украинцы массово устремились в салоны.
В то же время менеджер по маркетингу компании «Nissan Украина» Андрей Нестеренко считает новый виток продаж машин вполне закономерным, отмечая, что показатели наличия авто на тысячу жителей в Украине пока остаются низкими (у нас они не превышают 25%, тогда как в европейских странах составляют как минимум 50%). По его мнению, предварительные итоги марта позволяют рассчитывать, что отрасли удастся удержать рекордные темпы: рост продаж машин, по самым скромным подсчетам, составит 80%.
По словам менеджера по маркетингу компании «Субару Украина» Олега Давыденко, продолжают меняться и предпочтения украинцев: они все больше ценят авто с полным приводом и высоким клиренсом, о чем свидетельствуют активные темпы роста продаж машин в классе SUV (более 100%). В то же время падают объемы продаж машин классов E и D, прежние ценители которых сейчас предпочитают внедорожники.
Аналитики утверждают, что стремительное удорожание топлива пока не заставило наших соотечественников пересесть на более экономичные авто, но не исключают, что именно этот фактор станет одним из толчков к рекордному росту продаж машин класса A и B в нынешнем году. Тем более что производители продолжают насыщать этот сегмент.
Покупатели балуют
Несмотря на прошлогодние заверения дилеров о том, что они подкорректировали свои планы и заказали нужное количество машин, рынку так и не удалось решить проблему дефицита. Эксперты отмечают, что покупателям по-прежнему приходится стоять в очереди за всеми популярными моделями, причем сроки ожидания варьируются от двух-трех недель до трех-девяти месяцев. В списке наиболее дефицитных первые места удерживают Nissan Qashqai и X-Trail, Audi A5, Mitsubishi Lancer Evolution и пр.
PR-менеджер компании «Торговый дом «НИКО» Алена Семыкина поясняет, что изменить ситуацию в случае с новинками крайне сложно, так как у большинства производителей существуют квоты для того или иного рынка, причем для многих заводов Украина не является приоритетным каналом сбыта. В этом году ситуация обещает улучшиться, так как наша страна имеет все шансы войти в тройку европейских лидеров по объемам продаж машин (в большинстве стран ЕС рост продаж машин за первые два месяца не превысил 9%), что будет способствовать увеличению квот. Тем не менее г-жа Семыкина прогнозирует, что в течение ближайших двух лет даже лидеры рынка не смогут полностью уйти от проблем с поставками. Андрей Нестеренко отмечает, что некоторых импортеров, как и в прошлом году, подвели ошибки в планировании. «Мы ожидали 65% прироста в начале 2008 г., но рынок увеличился почти на 100%, поэтому, естественно, на всех желающих машин опять не хватает», — поясняет он.
Впрочем, проблемы с поставками не остановили процесс перераспределения рынка в пользу иностранных моделей и потери его доли отечественными авто. «Если в январе–феврале прошлого года иномарки удерживали 71% рынка, то за аналогичный период нынешнего их доля составила 73%», — говорит Марина Грушевская, отмечая, что в их компании динамика продаж машин за первые два месяца года составила 77,2%, что, как видно, ниже среднерыночных показателей. Среди причин снижения интереса к отечественным и российским автомобилям эксперты называют как удорожание продукции ВАЗа на 10%, так и продолжающуюся экспансию на наш рынок дешевых китайских брэндов, доля которых уже превысила 11%. Кроме того, кредитные программы позволяют украинцам приобретать более дорогие модели европейского и японского производства.
У аналитиков есть все основания прогнозировать, что с вступлением Украины в ВТО победная поступь иномарок может стать еще стремительнее. Как сообщил Олег Назаренко, на прошлой неделе Министерство экономики вышло с инициативой снизить ввозную пошлину на авто до 10% сразу же после ратификации соглашения о присоединении нашей страны к торговому клубу (ранее предполагался переходной период). И хотя окончательное решение не принято, г-н Назаренко утверждает, что шансы на успех у импортеров весьма высоки. Тем не менее снижения цен, на которое рассчитывают потенциальные покупатели, скорее всего, не будет. «Дело в том, что как только уменьшится пошлина, производители тут же увеличат отпускную цену, убрав те скидки, которые предоставили нашим дилерам, учитывая высокие ввозные ставки», — поясняет эксперт. Впрочем, растущий спрос на авто и очереди в салонах вполне позволяют дилерам не заморачиваться с ценовой политикой, а высвободившиеся средства попросту пустить «на развитие» продаж машин.
Источник: Автокредит