Хэтчбек Chery QQ/Sweet -это китайская копия автомобиля Daewoo Matiz. Копия, надо признать, точная: китайские инженеры воссоздали Matiz с точностью до миллиметра. Вопросы морали оставим в стороне, но с точки зрения потребителя… Почему бы и нет? Выглядит Chery QQ не менее симпатично, чем Matiz. Стоит не дороже. А оснащение — лучше. Тут и электростеклоподъемники, и кондиционер… Жаль, подушек нет.
Следовательно, если китайские специалисты воспроизвели Matiz со всеми его особенностями вроде встроенных брусьев безопасности в дверях, то копия имеет все шансы оказаться не хуже.
И вот — удар. Скорость — 64 км/ч, степень перекрытия передка «кукушки» и деформируемого барьера из алюминиевых сот — 40%, как и положено по методике EuroNCAP. Все как во время краш-теста Daewoo. Но…
Но от барьера Chery QQ отскакивает с открывшейся водительской дверью! И с сильно смятым кузовом.
Дверь не должна открываться во время удара — это аксиома. Она обязана стоять в проеме и удерживать салон от деформации с помощью встроенного бруса. Она должна открыться позже, уже после удара. Вернее, может открыться. А может оказаться зажатой намертво, как это было у таких весьма безопасных машин, как Renault Symbol или Logan. Но это не беда, поскольку свою работу в проеме дверь уже выполнила.
На «родных» Матизах дверь держит удар на скорости 64 км/ч — это мы знаем точно. А на китайском Chery QQ не выдержал замок — и раскрылся в первые мгновения удара. Как раз когда кузов принимал нагрузку от столкновения.
Чем это грозит при реальной аварии? Если человек не пристегнут, то он может просто выпасть из салона (скорее всего, уже в бесчувственном состоянии — после удара о руль). Но даже если водитель пристегнулся, то фактическое отсутствие двери на своем месте во время удара здорово ослабляет силовую «клетку» салона. Деформация дверного проема у Chery больше, чем у Матиза, на 30 мм, смещение руля по горизонтали — на 10 мм, а по вертикали — на все 80 мм. Вроде бы не так много. А если удар будет сильнее?
Металл с левой стороны порвался в нескольких местах: есть разрывы на пороге, на стойке лобового стекла, на дверном проеме под крышей… А пол под ногами водителя сместился вплотную к педалям.
Но... Хороший все-таки автомобильчик Daewoo Matiz. Даже в китайской нелицензионной ипостаси, даже с открывшейся дверью он сделал все, чтобы защитить седоков!
По сравнению с Daewoo нагрузки на головы манекенов, на их грудные клетки, на бедренные «кости» возросли. Но не сильно. Что касается пассажира и ног водителя, то здесь вообще никакого «криминала». Превышение опасного порога есть только по одному параметру — растягивающему усилию шеи манекена водителя.
Хорошо, что баранка оказалась весьма травмобезопасной — как и в Daewoo, податливая конструкция руля рассчитана на то, чтобы сминаться под ударом головы и груди водителя, уберегая его от травм. Панель под левым коленом манекена-водителя прогнулась, не оказав сопротивления, — под ней пустота, и это способствует защите от травм. Но правое колено ударилось о лопнувший кожух рулевой колонки — несильно, однако с вероятностью более опасного контакта. А за это по методике оценки EuroNCAP полагаются два штрафных балла. Предусмотрена пенализация и за 85 мм вертикального смещения руля, и за разрывы металла на полу...
В итоге рейтинг безопасности Chery QQ/Sweet при фронтальном ударе по методике EuroNCAP невелик — 4,9 балла из 16 возможных. Это меньше, чем у Лады Калины (5,6 балла), не говоря уже о Матизе с его 12 баллами.
А если бы выдержал замок двери?
Тогда Chery QQ мог бы выступить достойнее. Ведь конструктивно китайская копия почти не отличается от оригинала. Например, брусья в дверях есть — мы проверили.
Но, похоже, замок раскрылся не случайно. Когда специалисты Дмитровского полигона сняли и проверили на разрывной машине замок правой передней двери Chery QQ, он тоже не выдержал норматива — защелка разрушилась при 848 даН поперечной нагрузки, не дотянув до минимально допустимых 889 даН. Китайским товарищам нужно тщательнее относиться к таким «мелочам», как выбор материалов...
Возьмем, к примеру, пластик салона. Пластмасса лопнула с образованием острых осколков практически всюду — на баранке, на кожухе рулевой колонки, на панели… Даже от панелей средних стоек кузова, под которыми скрыты ремни безопасности, тоже отлетели куски пластика!
При этом не надо забывать, что Chery — это одно из ведущих китайских независимых автопредприятий, а модель QQ один в один скопирована с хорошей корейской машины. А как поведут себя при аварии другие китайские машины — полностью «самостийные»?
Это вопрос. Ответа на который пока что нет.
Источник: краш-тест авто